Министр науки разъяснил детали перехода на новую систему высшего образования
В рамках реализации положений Указа Президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» готовится пилотный проект изменения уровней профессионального образования, который продлится до 2026 года.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что ключевыми для данного проекта станут 2023 и 2024 годы, а массовый переход вузов на новую систему предполагается в 2025 году. Предполагается трехступенчатая система образования: базовое высшее (от 4 до 6 лет), специализированное высшее — магистратура (от 1 года до 3 лет) и аспирантура (адъюнктура).
Наибольшие изменения коснулись магистратуры. Теперь диплом магистра не будет считаться вторым высшим образованием и в целом прохождение данной ступени станет необязательным. Однако для поступления в аспирантуру будет обязательным пройти магистерский уровень, если срок обучения студента на уровне базового высшего образования составил менее 5 лет. При этом Валерий Фальков отметил, что не во всех вузах сохранится уровень магистратуры — в ее повсеместном распространении министерство науки не видит смысла. Аспирантура будет предназначена непосредственно для подготовки научных кадров.
Изменения в системе базового высшего образования практически не повлияют на систему поступления в высшие учебные заведения после школы: принципы баллов ЕГЭ, квот и индивидуальных достижений останутся прежними. Однако поступление в магистратуру претерпит коренные изменения. Помимо отбора вузов, где будут создаваться условия для магистратуры, скорее всего, усилится и контроль за поступлением на данную ступень высшего образования.
— Новая система даст возможность гражданам дважды на бесплатной основе отучиться в вузе. Человек должен учиться в течение всей жизни. В XX веке была возможность один раз зайти и получить высшее образование. Сейчас, в XXI веке, у человека будет как минимум две возможности зайти в систему высшего образования: получить бесплатно сначала базовое, а потом специализированное высшее образование.
Сегодня часто противопоставляют бакалавриат и специалитет. Думаю, куда плодотворнее будет уйти от противопоставления в сторону обсуждения гибкости сроков обучения. Нужен баланс между фундаментальностью и применимостью знаний. При этом одна и та же программа может быть реализована в разные сроки. Это будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника, — прокомментировал Валерий Фальков.