Президент провёл очередное совещание с членами Правительства
С докладом о подготовке управленческих команд вузов и научно-образовательных центров в условиях цифровой экономики выступил Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.
Из стенограммы Совещания:
В.Путин: Есть у нас еще одна тема, это подготовка управленческих команд вузов и научно-образовательных центров в условиях цифровой экономики. Только что, совсем недавно, 22 июля, завершил свою работу образовательный курс по этому направлению. Михаил Михайлович, расскажите, пожалуйста.
М.Котюков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Неоднократно Вы обращали внимание, что без серьезной модернизации образовательных программ, без серьезной перенастройки исследовательских проектов достаточно трудно обеспечить достижение тех амбициозных целей национального развития наших приоритетов. Это требует постоянной скрупулезной работы научных организаций, университетов, индустриальных компаний, органов власти на местах. Кроме этого, мы считаем принципиально важным обеспечить и периодическую «сверку часов», и обмен лучшими практиками в этом важнейшем направлении. Как раз для такой задачи в летний период между учебными годами был организован такой образовательный форум. Он прошел на базе Университета науки и технологий в Сколково, собрал на своих площадках представителей 137 университетов. Это были ведущие российские университеты, это были университеты, которые успешно работают в регионах.
Команды были представлены представителями вузов, науки, органов управления на местах и крупнейшими индустриальными компаниями. Всего прошло более 2 тысяч различных мероприятий образовательной составляющей, деловой составляющей, наши крупные индустриальные партнеры были активными участниками этой программы. В фокусе нашего внимания была включенность университетов в вопросы внешнетехнологического развития, вопросы реализации национальных проектов, программа «Цифровая экономика» Национальной технологической инициативы.
Могу сказать, что в этой работе мы использовали вместе с нашими партнерами цифровые технологии и искусственный интеллект. С одной стороны, он помогал участникам формировать индивидуальные траектории обучения, а с другой стороны, показывал наиболее востребованные части этой большой программы и в некотором смысле оценивал качество работы организаторов и преподавателей.
Могу сказать, что в фокусе внимания участников оказались такие проекты как цифровая трансформация университетов, разработка программ опережающего профессионального образования, ориентированного на будущее компетенции, развитие программ дополнительного профобразования для взрослых, работа с талантами.
Отдельно хотел бы отметить модуль, который был посвящен вопросам формирования научно-образовательных центров мирового уровня. 18 регионов представили свои программы, включая те первые пять, которые прошли в этом году, они задавали тон, они определяли в значительной мере ориентиры в этом проекте. И могу сказать, что за прошедшие 12 дней форума мы серьезно продвинулись в этом важном направлении, при этом некоторые команды нас, действительно, приятно удивили в последний день, когда представляли свои защиты, они уже не так сильно отставали от тех первых пятерых, которые начали работать заранее.
Уверен, что эти идеи, эти наработки – у нас в наследии форума 300 проектов, практических проектов, которые подготовлены университетскими командами по развитию образовательной составляющей, исследовательской, по совершенствованию систем управления вузами – будут реализованы уже в самое ближайшее время в новом учебном году, и мы рассчитываем, что они дадут серьезный вклад в достижение тех целей, которые есть у нас в национальных проектах.