Профессиональные стандарты: реальность или перспективы?
1 марта 2018 года представители Экспертного центра Ассоциации юристов России приняли участие в мероприятиях Международного форума труда в Санкт-Петербурге, собравшем более 4000 экспертов со всего мира. На круглом столе «Профессиональные стандарты в юриспруденции: реальность и перспективы» при модераторстве проф., д.ю.н. Динеевой Нелли Ивановны были рассмотрены актуальные вопросы о современных требованиях, предъявляемых практикой к выпускникам вузов. Проблемы создания и перспективы применения профессиональных стандартов в юридической сфере. Достигнуты договоренности о создании экспертной группы по координации работы над профессиональными стандартами в юридической сфере.
В частности проректор по учебно-методической работе СПбГУ Лаврикова Марина Юрьевна подчеркнула, что сами по себе профстандарты, как инструмент трудового права, неприменимы ко всем сферам юридической практики – в частности адвокатская деятельность, деятельность судей и прокуроров выпадают из сферы применения профстандартов, как уреглурированные специальным законодательством. В настоящее время УМО по юридическому образованию нацелены на создание «профессионального ядра» — общих для всех юридических профессий компетенций, в основе своей предполагающих формирование особого – юридического образа мышления. Практики, в том числе на базе юридических клиник, призваны обеспечивать соединение и отработку знаний, умений и навыков будущих юристов. Елена Николаевна Доброхотова, директор юридической клиники СПбГУ, первостепенной задачей обозначила необходимость формирования реестра юридических профессий. Обратила внимание дискутантов на отсутствие линейной взаимообусловленности профессиональных и образовательных стандартов.
Доцентом Салиховым И.И. был сделан доклад на тему «Формирование надпрофессиональных компетенций юристов в вузах». Были обозначены тревожные тренды в развитии юридического образования. В частности обращено внимание на феномен «отбывания высшего образования» студентами, чрезмерный фокус ФГОС на формирование профессиональных, в ущерб универсальных компетенций, отсутствие многофакторной диагностики развития профессионального потенциала будущих юристов. Представлена для обсуждения собственная концепция востребованности юристов, которую предложено учитывать при разработке профессиональных стандартов. Отмечено, что при построении учебного процесса необходимо стремиться к созданию образовательной среды, целенаправленно формирующей как профессиональные, так и надпрофессиональные компетенции.
Участников круглого стола заинтересовали результаты пилотного исследования «Востребованный выпускник», реализуемого на нашем факультете. Достигнута договоренность о расширении данного исследования в национальном масштабе при содействии Ассоциации юристов РФ. Результаты такого исследования должны послужить эмпирической основой для обсуждения совершенствования качества юридического образования на Международном юридическом форуме, который пройдет в северной столице в мае 2018 года. Также они будут учтены в практике профессионально-общественной аккредитации юридических вузов страны.