Сергей Степашин: Пришло время выйти из Болонского образовательного процесса
«Автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах так и не произошло, — подчеркнул Сергей Степашин. — Более того, борьба России за защиту прав населения ДНР и ЛНР привела к беспрецедентной в истории мирового высшего образования дискриминации российских студентов по мотивам их национальности и многочисленным случаям отчисления российских учащихся из школ и высших учебных заведений иностранных государств, в том числе участников Болонского процесса».
Напомним, Болонский процесс — серия встреч на уровне министерств и соглашений между европейскими странами, направленных на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования. Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Этот процесс создал Европейское пространство высшего образования в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании.
В России переход на так называемую Болонскую систему привел к созданию бакалавриата и магистратуры. Сторонники такой системы считают, что она делает процесс получения образования более гибким: закончив бакалавриат студент может поступить в магистратуру уже в совсем другой сфере, и таким образом будут получаться уникальные специалисты. Но это в теории. Критики Болонской системы утверждают, что ей не хватает глубины. Мол, бакалавр по сравнению со специалистом (выпускником вуза по старой системе) получается менее образованным человеком. К бакалавриату сформировалось отношение как к некоему «полувысшему» образованию. Магистратура не исправляет ситуацию, тем более, что часто процесс обучения в магистратуре становится формальным. В итоге современным выпускникам вузов не хватает фундаментальных знаний.