В Екатеринбурге прошел обучающий семинар для экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции
14 сентября 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» состоялся очередной обучающий семинар для экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции.
В работе семинара приняли участие представители 33 вузов: ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, ФГАУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», ФГБОУ «Оренбургский государственный университет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», ФГАОУ «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Институт государства и права РАН, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», НИУ ВШЭ, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», ФБГОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», ЧОУ ВО «Омская юридическая академия» и т.д., а также представители адвокатского сообщества и региональных отделений Ассоциации юристов России.
С приветственным словом к участникам семинара обратился проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», д.ю.н., доцент, эксперт АНО «Экспертный центр Ассоциации юристов России по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции» (далее – Экспертный центр) Дмитрий Грибанов.
О важности процесса профессионально-общественной аккредитации как этапа повышения качества подготовки юриста рассказала проректор по образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», д.ю.н., член Правления Экспертного центра Лариса Петручак.
О проблемах проведения профессионально-общественной аккредитации докложила руководитель аппарата Экспертного центра Екатерина Макарова: «Во-первых, это заполнение анкет самообследования без подтверждения показателей. Как показал опыт проведения аккредитационных экспертиз, не все вузы ответственно подходят к заполнению анкеты самообследования, несмотря на то, что это является обязательным требованием Инструкции. Каждый показатель анкеты должен подтверждаться документально. Это значительно упрощает работу экспертов и увеличивает шансы вуза получить положительное заключение. Во-вторых, вузы в ходе профессиональной общественной аккредитации не предоставляют заявленные документы, не могут подтвердить представленную информацию фактическими материалами. При этом часто указывая, что документы в стадии разработки или утратили силу. В-третьих, многие вузы заявляют программы, по которым еще не состоялся выпуск или состоялся только один выпуск. Если выпуска еще не было, то решение об аккредитации откладывается. В порядке исключения Центр принимает решение о допуске к аккредитации вузов, которые уже сделали выпуск. В этом случае вузу необходимо подтвердить трудоустройство выпускников и заинтересованность работодателей в соответствующих специалистах».
Алексей Минбалеев, в.н.с. сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, д.ю.н., доцент, руководитель направления по научно-методическому обеспечению оценки качества образования Экспертного центра рассказал о ключевых критериях профессиональной общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции применительно к бакалавриату, специалитету, магистратуре и аспирантуре. Он подчеркнул, что сегодня важно провести работу по оценке имеющихся критериев и их совершенствованию, поскольку в связи с развитием цифровых технологий, активным изменением законодательства, появлением новых юридических специализаций, повышения к уровню подготовки юристов требуется и соответствующие изменения в программах их подготовки. Особенности аккредитации образовательных программ различных направлений и специальностей требуют от современного эксперта самому осуществлять подготовку студентов на всех уровнях, поэтому приоритетными экспертами являются преподаватели вузов. Однако важно привлекать и представителей практики к этому процессу. Алексей Владимирович также рассказал о подготовке заключения экспертов, о необходимости более детального закрепления в них всех проблем и сложностей образовательной программы, которая аккредитуется.
О разработке и реализации образовательных программ совместно с потенциальным работодателем как элементом механизма внутренней независимой оценки качества образования рассказала Инесса Крутья, начальник отдела лицензирования, аккредитации и контроля образовательного процесса ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет».
С докладом по теме «Взаимодействие работодателя и образовательной организации в системе подготовки, переподготовки о оценки сформированности компетенций обучающихся и выпускников по программам в области юриспруденции» выступила Анастасия Кравцова, доцент кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», председатель научно-методического совета Экспертного центра.
«В ходе реализации основной профессиональной образовательной программы должна четко прослеживаться система взаимодействия образовательной организации с работодателями и представителями рынка труда, начиная с разработки рабочих программ дисциплин и заканчивая трудоустройством выпускников, подготовленных вузом согласно критериям работодателя. Только при таком взаимодействии мы сможем выработать четкие требования профессиональных стандартов в области юриспруденции», отметила Кравцова А.Н.
В рамках кейса по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции была проведена деловая игра, а также «мозговой» штурм по ее тогам.
При проведении деловой игры все участники семинара были поделены на команды, для каждой команды был назначен председатель из числа самых опытный экспертов. В качестве задания участникам предлагалось найти ошибки в предоставленных материалах.