+7 (499) 959-05-45

В Красноярске прошел круглый стол «Развитие юридического образования в условиях цифровизации»

14 февраля 2019 года при поддержке Сибирского федерального университета и Института правовой дидактики Университета Пассау состоялся круглый стол: «Развитие юридического образования в условиях цифровизации».

В работе круглого стола приняли участие представители 26 вузов: Сибирский федеральный университет, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Тульский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Марийский государственный университет, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, Новосибирский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт государства и права РАН, Югорский государственный университет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, РАНХиГС, Университет Пассау и др.

С докладом об опыте внедрения новых цифровых решений в системе юридического образования выступил Урс Крамер, доктор права, профессор публичного права Института правовой дидактики Университета Пассау, заместитель декана юридического факультета Университета Пассау (Германия).

Зарубежный опыт реформирования юридического образования в условиях цифровизации осветила и Васильева Анна Федотовна, к.ю.н., доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического института Сибирского федерального университета.

Директор юридического института Сибирского федерального университета, член Комиссии Ассоциации юристов России по юридическому образованию Шишко Ирина Викторовна рассказала о перспективах внедрения онлайн-курсов.

Минбалеев Алексей Владимирович, г.н.с. сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, д.ю.н., доцент, руководитель направления по научно-методическому обеспечению оценки качества образования Экспертного центра в своем выступлении на тему «Актуальные вопросы развития юридического образования в условиях цифровизации и цифровой экономики» отметил, что юридическое образование уже сегодня стоит перед необходимостью учитывать три разных режима работы юристов будущего. Во-первых, часть юридической деятельности будет переведена в режим автоматизированных, роботизированных процессов, и юрист должен уметь координировать эти процессы, среди которых система сохранения юридически значимой информации, формирование доказательств, конструирование юридических документов, регистрационные процедуры. Сегодня есть опасность, что в будущем эту работу будут выполнять прикладные информатики, а не юристы. Второе направление – это сфера, где сохранится использование классических юридических знаний, навыков и умений: уголовная сфера, адвокатура по ряду вопросов, консультирование по сложным вопросам. Третье направление – это синтез, сферы где юристы вынуждены будут использовать роботизированные процессы, но и их функции будут достаточны: судопроизводство, юридически консалтинг, нотариат, следствие и дознание и др.. Сегодня необходимо понимать эти процессы и выстраивать образовательную траекторию в соответствии с этими тенденциями. Отдельно была затронута проблема использования современных цифровых технологий в подготовке будущих юридических кадров.

О научной исследовательской работе студентов, а также о проблемах и перспективах ее развития в условиях цифровизации рассказала заместитель директора Института права и управления Тульского государственного университета – Аристархова Татьяна Анатольяевна.

Аристархова Т.А.: «В условиях всеобщей цифровизации образования с неуклонным ростом роли и значимости информационно-коммуникационных технологий особенно актуальными становятся вопросы организации, поддержки и методического сопровождения научно-исследовательской работы с использованием возможностей современной информационно-образовательной среды. Научно-исследовательская работа студентов в современной информационно-образовательной среде способствует развитию творческого потенциала обучающихся, эффективному приобщению их к научному творчеству и научной деятельности, повышает качество обучения студентов; формирует потребность непрерывного самосовершенствования в соответствии с инновационными процессами в науке, обществе, экономике; расширяет научные горизонты обучающихся; создает новые модели и формы взаимодействия в научном сообществе. Продуктивное применение цифровых технологий, включение обучающихся в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности вот те направления, по которым должен идти современный образовательный процесс».

Беляева Ирина Михайловна, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, заместитель директора Юридического института по учебной работе Южно-Уральского государственного университета, в своем докладе «Актуальные вопросы развития дистанционного образования в области юриспруденции в условиях цифровизации» провела краткий ретроспективный обзор дистанционного образования. В результате были даны основные определения в данной области, определено современное правовое регулирование использования дистанционных технологий обучения в современном российском высшем образовании.

На основании опыта Южно-Уральского государственного университета в использовании дистанционных образовательных технологий в юридическом образовании сделан вывод о том, что в условиях цифровизации, «привычность» современных студентов к использованию различных форм «удаленного» обучения, использование элементов дистанционного обучения позволяет студентам восполнить пропущенный материал, качественно подготовиться к мероприятиям промежуточного контроля, а преподаватель получает возможность качественно  осуществлять текущий контроль при изучении дисциплины.

В докладе кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Агибаловой Елены Николаевны был рассмотрен вопрос о роли библиотек в процессе подготовки современных юристов в условиях цифровизации, представлен подробный анализ требований к укомплектованию библиотечного фонда литературой, к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) организации, реализующей основные образовательные программы, направленные на подготовку юридических кадров. «Создание электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) – необходимый аспект достижения цифровизации; с ее созданием роль и требования к библиотекам увеличиваются.» – отметила Елена Николаевна. Также своем выступлении Е.Н. Агибалова обратила внимание на проблемы, возникающие при оценке использования библиотечных ресурсов в процессе профессиональной общественной аккредитации основных образовательных программ в области юриспруденции. Докладчик отметил, что наибольшее количество вопросов вызывает процедура проверки экспертами состояния библиотечных ресурсов на предмет информационного сопровождения реализуемых образовательных программ.

Григорова Кристина Сергеевна,  к.ю.н., доцент кафедры международного и уголовного права Пятигорского государственного университета, в своем выступлении отметила, что перспективные технологические возможности постепенно видоизменяют и расширяют процесс реализации образовательной деятельности, что способствуют полному, качественному процессу учебно-профессиональной деятельности в рамках формировании компетенций, определяя в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность будущих специалистов.

«Все чаще обращают на себя внимание используемые в процессе подготовки юристов современные цифровые технологии. Обязательным инструментом современного профессионала стали Справочно-правовые системы («Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС), СПС «Гарант», СПС Консультант Плюс, «Кодекс» и др.). Также стали использоваться так называемые программы-боты, оказывающие помощь при заполнении различных юридических документов.

Сегодня технологии в юридической сфере развиваются по следующим направлениям: автоматизация типовых юридических услуг, рост юридических онлайн-сервисов для клиентов, переход системы правосудия в онлайн, а также создание решений на основе искусственного интеллекта. Современные цифровые технологии, выступают в качестве полезного инструмента, всего лишь упрощающего первые шаги, но не обладающие экспертизой профессионального юриста.» – отметила К.С. Григорова.

 

 

Опубликовано: 19 февраля 2019