+7 (499) 959-05-45

В Красноярске прошел обучающий семинар для экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции

14-15 февраля 2019 года при поддержке Сибирского федерального университета состоялся очередной обучающий семинар для экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции.

В работе семинара приняли участие представители 25 вузов: Сибирский федеральный университет, Дагестанский государственный университет, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Пятигорский государственный университет, Тульский государственный университет, Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Марийский государственный университет, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, Новосибирский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт государства и права РАН, Югорский государственный университет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, РАНХиГС и др.

Директор Юридического института  ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», член Комиссии Ассоциации юристов России по юридическому образованию Шишко Ирина Викторовна обратилась к участникам семинара с приветственным словом.

Руководитель аппарата Экспертного центра Екатерина Макарова рассказала об изменениях в Инструкции по проведению профессионально-общественной аккредитации: «В целях совершенствования процедуры профессионально-общественной аккредитации разработана новая редакция Инструкции о проведении профессионально-общественной аккредитации и приложений к ней, которые учитывают содержание обновленных стандартов. В Инструкции более четко описана процедура подачи документов образовательной организацией, установлены сроки, порядок и требования, которым должны соответствовать заявление, анкета и пакет документов. Проведение самообследования установлено в качестве обязательного основания допуска образовательной организации к аккредитации. Уточнен порядок проведения анкетирования выпускников по смежному профилю при отсутствии на момент проведения выпускников по профилю образовательной программы для уровня подготовки «бакалавриат». Исключена оценка показателей в баллах, поскольку их расчет по предложенной формуле не отражает реальный уровень реализации образовательной организацией критериев ПОА по конкретной образовательной программе и в основном оценка тех или иных показателей производилась достаточно субъективно. По итогам проведенных экспертиз была выявлена необходимость добавления ряда уточняющих критериев и параметров оценки в анкетах самообследования образовательных программ». Также Екатерина Макарова сообщила, что 17 августа 2018 года Экспертным центром поданы документы в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для прохождения процедуры аккредитации для установления полномочий в качестве экспертной организации, привлекаемой для проведения государственной аккредитационной экспертизы в отношении реализуемых образовательными организациями программ высшего образования. В настоящее время в устав Экспертного центра внесены соответствующие изменения, осуществляется прием экзаменов у экспертов для прохождения ими процедуры сертификации.

Алексей Минбалеев, г.н.с. сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, д.ю.н., доцент, руководитель направления по научно-методическому обеспечению оценки качества образования Экспертного центра рассказал об особенностях работы с анкетами самообследования как вузов при их подготовке, так и экспертов в процессе аккредитации и подготовки заключения. В частности была отмечена необходимость пристально обращать внимание на необходимость указания всех документов, подтверждающих те или иные данные об образовательной программе, проверяемые в ходе аккредитации. Был раскрыт новый критерий оценки при аккредитации «Научно-исследовательская деятельность студентов». В ходе дискуссии о необходимости встреч с работодателями, Алексей Владимирович отметил необходимость учитывать данные, представленные вузом и информацию с сайта о характере взаимодействия с работодателями и исходя из этого определять планирование встречу с работодателями.

Об оценке состояния управленческого процесса и потенциала вуза, реализующего образовательные программы в области юриспруденции, в процессе профессиональной общественной аккредитации рассказал Степанов Виктор Вячеславович (к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»).

Алексеев Игорь Александрович (к.ю.н., доцент, директор Юридического института ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», член Научно-методического совета Экспертного центра выступил с докладом по теме: «Качество реализации компетенций образовательной организацией в учебном процессе и взаимодействие с работодателем».

О соотношении критериев профессионально-общественной и государственной аккредитации рассказала Кравцова Анастасия, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия, председатель Научно-методического совета Экспертного центра: «Если соотнести требования федеральных государственных образовательных стандартов и критериев профессионально-общественной аккредитационной экспертизы образовательных программ в области юриспруденции, мы увидим, что основным документом, в котором отражаются все критерии и требования должна быть Стратегия развития основной профессиональной образовательной программы. Исходя из опыта Экспертного центра АЮР по проведению аккредитационных экспертиз зачастую вузы соотносят этот документ с общей Стратегий развития университета или факультета, что не совсем верно. Именно стратегическое планирование по каждой образовательной программе способно заложить надёжный фундамент качества подготовки выпускников, развития кадрового потенциала, а также эффективного взаимодействия с работодателями, будет отвечать потребностям региональной экономики».

В ходе интерактивной игры участники семинара были разделены на 4 команды. Командам было предложено рассмотреть анкету самообследования образовательной программы и определить перечень документов, которые необходимо запросить у вуза для принятия решения об аккредитации. Все команды успешно справились с поставленной задачей.

 

Опубликовано: 18 февраля 2019