+7 (499) 959-05-45

В Москве подвели итоги заседания Совета Проекта 5-100

В Москве завершил свою работу Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Совет Проекта 5-100). 

На двенадцатом заседании Совета были рассмотрены отчеты университетов – участников Проекта 5-100 о реализации планов мероприятий по реализации программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»).

В его работе в течение двух дней принимали участие заместитель Председателя Правительства (председатель Совета) Татьяна Голикова, заместители председателя Совета — Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, научный руководитель московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, члены Совета: президент и председатель правления ПАО «Сбербанк России» Герман Греф, президент РАН Александр Сергеев, Почетный ректор Йоркского университета Малколм Грант, Президент Китайского Общества Стратегии развития образования Вейфанг Мин, Директор-основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Филип Альтбах, Генеральный директор Лёвенского католического университета Дебакер Конрад.

По итогам заседания Совет рекомендовал Министерству науки и высшего образования Российской Федерации продолжить оказание государственной поддержки 21 университету – участнику Проекта 5-100 в 2020 году. При этом вузы были разделены на три группы, в каждую из которых вошло по семь университетов.

Первая группа включает: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский университет ИТМО, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский Томский государственный университет и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.

Во вторую группу вошли: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российский университет дружбы народов, Тюменский государственный университет.

В третьей группе: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Дальневосточный федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева и Сибирский федеральный университет.

Как сообщила по итогам заседания Совета Татьяна Голикова, в целом значимых изменений в распределении вузов по группам не произошло, однако изменились позиции некоторых вузов внутри самих групп. «В первой группе по сравнению с 2018 годом произошло, на наш взгляд, два серьезных изменения: Университет ИТМО переместился с пятого места на второе, а НГУ опустился с четвертого на седьмое место. Во второй группе серьезных изменений нет. В третьей –заметно поднялся ЮУрГУ, и, наоборот, снизил позиции СФУ», – уточнила Татьяна Голикова.

При распределении вузов на группы учитывалась оценка по трем параметрам: достижения в рейтингах, значения показателей, характеризующих научно-образовательную, международную и финансовую деятельность университетов, а также оценка, полученная вузами от членов Совета. Распределение вузов по трем группам предусматривает последующую дифференциацию предоставляемой вузам государственной поддержки, то есть объема выделяемой Правительством Российской Федерации субсидии из федерального бюджета.

Как сообщила Татьяна Голикова, как и в прошлом году, вузам-участникам программы повышения конкурентоспособности будет выделено порядка 10 млрд рублей. Таким образом, университеты первой группы получат господдержку в объеме около 900 млн рублей, второй группы – порядка 450 млн рублей, а вузы, вошедшие в третью группу, – около 120-130 млн рублей. При этом в 2021 году планируется увеличить бюджет программы повышения конкурентоспособности на 5 млрд рублей. 

Также по итогам заседания Советом будут сформированы рекомендации по корректировке перечня требований к новому конкурсному отбору университетов, которые станут получателями государственной поддержки, направленной на повышение их глобальной конкурентоспособности.

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков подчеркнул, что перечень требований к конкурсу будет скорректирован для обеспечения вхождения в обновленную и расширенную программу Проекта 5-100 участников из всех федеральных округов страны. «Мы рассчитываем, что в конкурсном отборе примут участие порядка 50-60 университетов из разных регионов, чтобы таким образом охватить все федеральные округа Российской Федерации. Для этого будет изменен порядок отбора и, возможно, изменится порядок предоставления средств федерального бюджета. Эти решения мы должны будем детально проработать уже в предстоящем месяце», – сказал Михаил Котюков.

Важность участия региональных вузов подчеркнула и Татьяна Голикова. Она особо отметила, что в заседании Совета приняли участие губернаторы и представители администраций ряда регионов, где расположены вузы – участники Проекта 5-100. По словам вице-премьера, своим участием они продемонстрировали значимость роли университетов в развитии регионов. 

Новый конкурсный отбор будет проведен в 2020 году в соответствии с положениями федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование». Планируется, что с 2021 года не менее 30 университетов (как минимум по одному из каждого федерального округа) станут участниками новой программы повышения конкурентоспособности, которая должна стать преемником Проекта 5-100, завершающегося в следующем году.

Ранее значение Проекта 5-100 для развития российской высшей школы отдельно подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Источник: minobrnauki.gov.ru

 

Опубликовано: 28 октября 2019